Теперь держите список того, что должно быть отлажено в правильном, “умном” бизнесе”. Можете брать этот список прямо как руководство к действию. Как стратегический план развития вашего дела (компании, фирмы, бизнеса).
Выполнен ли у меня самого этот список? Конечно не на 100%. Но если у меня он закрыт на 60-80%, то у людей которые приходят ко мне в консалтинг — обычно на 5-10%.
На практике 5-10% означает “адский бардак, пашем по 10-14 часов в сутки”. 60-80% означает “не все идеально, но бизнес работает, а дел на 3-4 часа в день”.
Ни вам, ни мне, не нужен идеальный бизнес. Достаточно навести порядок на 60-80%.
Чек-лист “Умного Бизнеса”
Внедрение новых сотрудников происходит без вас. Вы можете даже не знать о том, кого и на какую должность нанимают. И уж тем более вам не нужно обучать сотрудников лично.
Действует система найма сотрудников на новые должности. Вы всегда хорошо понимаете: кого, зачем и на какую должность надо нанять, и что потом с ним делать. Вы сами не занимаетесь собеседованиями и отбором кандидатов.
Есть четкая организационная структура, соответствующая вашей стратегии. Вы в любой момент можете сказать, кто работает в компании, и каков функционал каждого отдельного сотрудника.
Бизнес четко разделен на субсистемы, вы знаете эти системы и то в каком состоянии находится каждая из них.
Вы не привязаны к конкретным устройствам (компьютеру в офисе, ноутбуку, записной книжке) для управления бизнесом, можете управлять всеми процессами удаленно, с любого компьютера.
Резервное копирование важных данных происходит регулярно и автоматически: Вы никогда не лишитесь бизнес-информации или файлов из-за сломавшегося жесткого диска или потерянного ноутбука.
Ваша деятельность как руководителя хорошо организована: нужная информация всегда под рукой, пароли от аккаунтов и сервисов надежно и удобно хранятся (не на бумажках и не в файле пароли.txt), задачи упорядочены.
Есть записанная стратегия бизнеса: видение, ценности, долгосрочные ориентиры, принципы работы.
Ответственность распределена: За каждый вопрос / проект отвечает конкретный человек. Никаких “мы все вместе не справились”, всегда ясно с кого спрашивать.
Повседневными делами занимается команда, а вы высвобождены из текучки и решаете только важные вопросы.
Бизнес-процессы письменно документированы, сведены к понятным инструкциям, доступ к которым удобно организован.
Структуры должностей описаны: Вы, ваш HR-менеджер и ваши замы однозначно понимаете функционал и зону ответственности каждой должности в компании.
Внедрены стандарты управления: Руководители работают по этим стандартам. При найме менеджера не нужно перестраивать отдел “под нового начальника”. Наемные менеджеры сразу знают, как работать и как управлять.
Планерки и встречи с сотрудниками короткие и эффективные: Никаких долгих обсуждений и затянутых совещаний. Четкие планерки, быстрое принятие решений, — и все пошли работать.
Сотрудники в режиме регулярной отчетности: Кто-то ежемесячной, кто-то ежедневной. Вы точно знаете кто что сделал, и сколько времени это заняло.
Доступы разграничены: Сотрудники имеют доступ только к тем ресурсам, которые необходимы им для работы. Возможность внутреннего воровства или увода ресурсов очень низкая. Никто из сотрудников не может перекрыть доступ к ключевым ресурсам (сменить пароли, сломать сайт, увести деньги налево и т.п.).
Маркетинг и продажи систематизированы: Приход новых клиентов и продажи никак не зависят от вас или “звездных продажников”. Действуют системы автоматизации потока клиентов и продаж.
Процесс обслуживания клиентов отлажен: Клиенты довольны, дают значительный “сарафанный эффект”, часто совершают повторные покупки. Обслуживание происходит четко и в срок.